17 января, 15:34

Биологи обнаружили антитела, снижающие эффективность вакцин от стафилококка

Фото: 123RF/milkos

Биологи из Университета Калифорнии установили, почему все вакцины от стафилококка ранее не проходили клинические испытания. Воздействовать на иммунитет им мешали антитела к этой бактерии, которые уже возникли в организме в результате случайных контактов с патогеном.

По словам исследователей, в течение последних 30 лет были созданы несколько прототипов вакцин от стафилококка. Они хорошо проявили себя в экспериментах на животных, но клинические испытания не проходили, так как давали совсем слабую или нулевую защиту от микроба.

Биологи из США предположили: разница результатов опытов на животных и экспериментов с участием добровольцев может возникать из-за того, что первые жили в изолированной среде и редко контактировали с естественными патогенами, в том числе со стафилококком. Поэтому их иммунитет был лишен "памяти" об инфекциях и впервые взаимодействовал с антигенами бактерий, только когда животным вводили вакцины.

Чтобы проверить гипотезу, ученые ввели мышам антитела людей к стафилококку и проанализировали реакцию иммунитета животных на прививки и культуры бактерий. Опыты показали, что они не защищали грызунов от заражения и мешали действию вакцины.

В ходе следующих экспериментов выяснилось, что таким образом на мышей влияли только молекулы, соединяющиеся со стенками бактерий. Причину биологи пока не нашли, но взаимодействие этих молекул, бактерий и иммунных клеток заставляло иммунитет игнорировать стафилококк. Организм прекращал производить новые типы антител.

При этом исследователи заметили, что антитела, которые атакуют молекулы токсинов стафилококка, не мешали вакцинам действовать и защищали мышей от заражения.

Как отмечается в исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports Medicine, открытие позволило ученым создать прототип вакцины, воздействующий на указанную часть бактерии. Эффективность прививки не снизилась после введения человеческих антител в организм грызунов, что дает надежду на разработку первых действенных вакцин от стафилококка.

Раскрытие принципов того, как стафилококку удается вводить в заблуждение нашу иммунную систему, является критически важным шагом в сторону улучшения качества вакцин от данного патогена. Наше открытие также говорит в пользу того, что и прививки от других бактериальных инфекций могли провалиться на клинических испытаниях по схожим причинам.
Джордж Лю
профессор Университета Калифорнии

Ранее сообщалось, что специалисты из Научно-технологического университета "Сириус" работают над новым препаратом на основе вируса VSV, который не только уничтожает раковые клетки, но и повышает иммунитет.