11 апреля, 15:17

Наука

Российские ученые создали клетки-долгожители для восстановления тканей

Фото: 123RF/yurolaitsalbert

Молекулярные биологи из Института регенеративной медицины МНОЦ МГУ увеличили срок жизни культур МСК-стволовых клеток. Это достижение позволит создать новые технологии восстановительной медицины и разработать подходы к лечению метаболического синдрома, фиброза легких и других неизлечимых заболеваний, сообщает пресс-служба Российского научного фонда.

МСК-клетками называют стволовые клетки, которые в небольших количествах есть во всех органах. Они могут трансформироваться в разные типы тканей и участвуют в регенерации. Эта способность позволяет использовать их как основу клеточной терапии для восстановления поврежденных органов и участков тела.

Сейчас использовать МСК-клетки для этих целей мешает их короткий срок жизни вне тела. Культуры нельзя выращивать в лаборатории долго и изучать, так как через 8-10 циклов деления они стареют и перестают размножаться.

Ученые решили эту проблему, удлинив теломеры (концевые участки хромосом из повторяющихся наборов "символов" ДНК). После каждого цикла деления клеток число таких копий уменьшается, из-за чего клетки не могут размножаться дальше.

МСК-клетки обработали ретровирусами, в которых вместо ДНК был особый ген для производства теломеразы (фермента, удлиняющего хромосомы). В результате стволовые клетки размножались даже после 25 циклов деления и сохранили способность превращаться в разные ткани. Результаты исследования опубликованы в International Journal of Molecular Sciences.

Ранее специалисты Донского государственного технического университета и Национального медицинского исследовательского центра онкологии впервые использовали коллаген из медуз Азовского моря для выращивания клеточных культур.